Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
Актуальность программы
Очень важно для здоровья детей, чтобы после долгого периода учебного года произошла разрядка накопившейся напряжённости. К сожалению, реальностью нашей жизни стало то, что социально-экономические реформы ухудшили положение семьи, и в большей степени положение детей. Многие родители самоустранились от воспитания, разрушается традиционная структура семьи, меняются общепринятые нормы поведения. Участниками лагерных смен являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, успеваемостью, социальным опытом, из разных семей. А потому, во время летних каникул необходимо обеспечить полноценный организованный отдых детей, т. е. сделать его занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья.
Именно для этого разработана программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Лучик».
Цели: - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
-Создание условий для организованного отдыха детей.
-Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
-Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
-Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей.
-Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации в индивидуальном и личностном потенциале.
-Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Направления программы:
- творческое направление (развитие творческой активности личности ребенка, создание ситуации успешности, формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству);
-физкультурно-оздоровительное направление (охрана и укрепление здоровья, совершенствование физического развития учащихся, улучшение физической и умственной работоспособности, воспитание привычки к здоровому образу жизни);
- духовно-нравственное направление (воспитывать активную гражданскую позицию, формировать любовь и уважение к национальной культуре истории и традициям).
При составлении программы учитывались традиции и возможности школы, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей, опыт прошлых лет по организации летнего отдыха детей и социальный заказ родителей (при проведении анкетирования по выбору направления, было выбрано :
62% - творческое направление:
20% - спортивно-оздоровительное направление;
18% - духовно-нравственное направление.
Разъяснительная работа и анкетирование проводились на родительских собраниях.
Кадровые ресурсы, необходимые для реализации программы
Для реализации программы привлечены учителя начальных классов и учителя-предметники МОУ «СОШ № 82»
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
• Дальнейшее развитие творческих способностей детей в кружках и студиях данного направления в новом учебном году.
• Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
• Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
• Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
• Расширение кругозора детей.
• Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
• Личностный рост участников смены.
• Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
• Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
• Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Формы работы с детьми для реализации целей и задач:
1. Тематические конкурсы рисунков
2. Конкурс стихов
3. Веселые старты «Сильные, ловкие, смелые»
4. Отборочный тур к гала концерту «Талантливые лучики»
По основному направлению планируется:
- Конкурс художественной самодеятельности «Звездочки лагеря «Лучик»
- Конкурс рисунков «Лучший день в лагере»
- районный гала-концерт: танец.